Политика открытости

ОАО "ОЭК" поддерживает прочные отношения со своими потребителями, число которых постоянно растёт

Новости

Подробнее на сайте: https://honeymedicine.ru
https://medicinearea.ruhttps://qualitymedicine.ruhttps://enjoyhealth.ruhttps://firehealth.ru https://youmedicine.ru
https://caremedicine.ru https://luckmedicine.ruhttps://boomhealth.ru
https://italianmedicine.ruGo to top of pagehttps://forcehealth.ru https://primemedicine.ruhttps://plusmedicine.ru
https://fullmedicine.ruhttps://elmedicino.ru

Дмитрий Козак поддержал Минэнерго в подходах к реформе электросетей

07.09.2018


Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Дмитрий Козак встал на сторону Минэнерго, представившего кардинальную реформу электросетевых тарифов. Реформа призвана снизить убытки электросетей, но в ряде случаев может ударить по потребителям, особенно по крупной промышленности. С подходом Минэнерго не во всем были согласны и другие ведомства. Финальную точку в дискуссии должен был 4 сентября поставить Дмитрий Медведев, но его позиция пока не оформлена в виде официального протокола.
Несмотря на наличие разногласий в правительстве, вице-премьер Дмитрий Козак согласился с большинством предложений Минэнерго по реформе электросетевых тарифов, следует из протокола совещания у чиновника 31 августа (копия есть у “Ъ”). Напомним, тогда обсуждался драфт предложений ведомств к совещанию у премьера Дмитрия Медведева, которое прошло 4 сентября. Протокол последнего совещания, по данным “Ъ”, еще не готов; по публичным заявлениям чиновников до и после мероприятия сделать однозначный вывод о том, что именно он поддержал, традиционно не представляется возможным. Как подробно рассказывал “Ъ” 3 сентября , на совещание у вице-премьера Минэнерго вынесло ряд предложений по реформе электросетевых тарифов. Большинство этих новаций обсуждались ведомствами и участниками рынка несколько последних лет, но без особого продвижения. На этот раз и ФАС, и Минэкономики, по данным “Ъ”, либо выступали против практически всех предлагаемых изменений, либо хотели их серьезно скорректировать.
В предложениях Минэнерго речь шла, например, об оплате резерва сетей — это закрепленные за потребителями, но практически неиспользуемые трансформаторные мощности. Электросети вынуждены оплачивать поддержание резерва, но не получают с него дохода. Кроме того, предлагалось дифференцировать тариф Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети», управляет магистральными сетями, к которым подключена крупная промышленность). По сути эта идея возвращает «последнюю милю» — один из механизмов перекрестного финансирования, когда крупные потребители переплачивают сетям, а тарифы мелких и средних снижаются. Это повышало платежи крупных потребителей на 38,3 млрд руб. в год, средства могли быть использованы для выравнивания тарифов распредсетей. Также Минэнерго предлагало корректировать механизм льготного техприсоединения (ТП) к сетям мелких промпотребителей (до 150 кВт), чтобы снизить убытки, которые этот вид ТП приносит сетям.
При этом в начале недели позиция Дмитрия Козака в споре регуляторов понятна не была, также не было ясным, в каком виде — исходном или скорректированном — идеи Минэнерго дошли до совещания у Дмитрия Медведева.
Судя по протоколу, вице-премьер в итоге практически целиком поддержал позицию Минэнерго по реформе льготного ТП и по введению платы за резерв сетевой мощности.
Впрочем, график повышения платежей был чуть скорректирован — в протоколе предлагается оплачивать 10% резерва в 2020 году, 15% в 2021-м, 20% в 2022-м и сразу 60% — с 2023 года. Также господин Козак согласился с идеей ввести для электросетей долгосрочные — на пять-десять лет — тарифы с индексацией «инфляция минус 0,1 п. п.», но это предложение в целом не вызывало споров у регуляторов и в отрасли.
Но наиболее спорное предложение по дифференциации тарифа ФСК, которое вызывало резкое противодействие и регуляторов, и крупной промышленности, попало в протокол с формулировкой «принять к сведению», что означает необходимость дополнительного обсуждения. Этот вопрос также, по данным “Ъ”, не обсуждался и на совещании у Дмитрия Медведева.
Сильно ударить по потребителям может и плата за резерв.
По данным “Ъ”, на совещаниях приводились расчеты, согласно которым прирост сетевой мощности с 2011 по 2017 год составил более 74 МВт, тогда как в реальности потребители загружают из них лишь 7,6 МВт.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитал» отметил, что ввод платы за резерв «повысит дисциплину потребителей при заявках на ТП, сократив излишки запрашиваемой мощности, но вряд ли приведет к росту общей платежки сетям». Он полагает, что в конце концов мощность просто более справедливо распределится между потребителями. Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает вектор правильным, но «технология исполнения с постепенным наращиванием платежей вызывает вопросы». По его мнению, логичнее была фиксированная плата за присоединенную мощность по возрастающим ставкам, которая бы отражала расходы энергетиков на содержание сетей и могла бы учитывать рассрочку обязательств потребителей.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев назвал решения попыткой «с наскока перевернуть с ног на голову всю тарифную систему, переведя сетевые платежи в безусловную ренту без реальной оценки тарифных и экономических последствий». «Это смело, но недальновидно»,— полагает глава лобби крупной промышленности. Кроме того, господин Киселев отметил, что в протоколе Дмитрия Козака появились решения, которые вовсе не обсуждались на совещании,— например, включение инвестрасходов сетей в плату за ТП для всех потребителей.
В «Россетях» от комментариев отказались. В ФСК “Ъ” заявили, что «степень влияния этого решения на бизнес компании предстоит оценить после определения порядка его реализации, включая и дальнейший расчет тарифа, и перераспределение мощности, которая не может быть востребована».
Источник: www.kommersant.ru

Росатом может построить в Египте центр по популяризации атомной энергии

06.09.2018


Росатом может построить в Египте информационный центр по атомной энергии, который поможет информировать местное население о преимуществах мирных ядерных технологий, следует из годового отчета инжинирингового дивизиона госкорпорации "Росатом" группы компаний ASE за 2017 год.
"В связи с вступлением в силу контракта на сооружение АЭС "Эль-Дабаа" в Египте, группой компаний ASE совместно с частным учреждением "Русатом – Международная сеть" изучается возможность строительства информационного центра атомной отрасли", - говорится в отчете.
Информационные центры по атомной энергии - это многофункциональные информационно-познавательные площадки, которые создаются под эгидой Росатома в регионах, где строятся или уже работают объекты атомной отрасли. Их задача – просвещение в области ядерных технологий, информирование о деятельности предприятий атомной отрасли, популяризация науки и инноваций, технического образования.
Источник: ria.ru

Дмитрий Медведев призвал электросетевые компании обеспечить подключение дальневосточных участков

05.09.2018


Электросетевые компании РФ должны обеспечить электрификацию участков по программе дальневосточного гектара.
На это обратил внимание премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании по теме функционирования электросетевого комплекса страны.
Он отметил, что в последние годы в России были завершены три крупных инфраструктурных проекта, требовавших очень существенных инвестиций по линии электроэнергетики, - зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года, чемпионат мира по футболу 2018 года и возведение энергомоста в Крым.
"Но на очереди новые задачи, разные задачи - в том числе, например, электрообеспечение участков, которые были получены по программе дальневосточного гектара", - сказал Медведев, отметив, что на сегодня по этому направлению есть уже более 100 тыс. заявок на присоединение к электросетям.
Источник: www.tass.ru

Вступили в силу новые национальные стандарты в серии «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы»

04.09.2018


1 сентября введены в действие два национальных стандарта Российской Федерации в группе «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы» – ГОСТ Р 58084-2018 «Определение общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования. Испытания. Общие требования» и ГОСТ Р 58085-2018 «Оперативно-диспетчерское управление. Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем. Нормы и требования».
Новые национальные стандарты разработаны АО «СО ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). ГОСТ Р 58084-2018 и ГОСТ Р 58085-2018 утверждены приказами Росстандарта в марте 2018 года.
ГОСТ Р 58084-2018 разработан в целях обеспечения единства подходов и систематизации требований к проведению испытаний генерирующего оборудования при изменении его установленной мощности. Стандарт распространяется на генерирующее оборудование (включая объекты распределенной генерации), присоединяемое к электроэнергетической системе, а также на работающее в составе электроэнергетической системы генерирующее оборудование, установленная мощность которого изменяется. Стандартом установлен обязательный перечень испытаний, проведение которых необходимо для последующего определения общесистемных технических характеристик и параметров генерирующего оборудования в энергосистеме, а также общие требования к таким испытаниям и оформлению их результатов.
ГОСТ Р 58085-2018 устанавливает основные принципы, нормы и правила, регламентирующие организацию и порядок предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также технологических нарушений в работе электрических сетей и объектов электроэнергетики. Стандарт также регламентирует порядок действий диспетчерского и оперативного персонала по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем. Национальный стандарт разработан на основе опыта применения стандарта организации АО «СО ЕЭС» СТО 59012820.29.240.007-2008 «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем». Ссылка на ГОСТ Р 58085-2018 применена в Правилах предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.07.2018 № 548.
С официальными текстами введенных в действие стандартов можно ознакомиться на сайте Росстандарта. Стандарты также доступны для заказа в интернет-магазине уполномоченной организации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».
Источник: www.vesti.energy-journals.ru

Выбрасывать нечего

31.08.2018


Победитель конкурса по защите природы получит миллион рублей. Главный приз Общероссийского конкурса инновационных проектов "Энергия прорыва" получит Тринченко Алексей, молодой ученый из Института энергетики и транспортных систем Петра Великого (Санкт-Петербург). Почему именно его работу предпочло строгое жюри из нескольких десятков заявок? Сегодня он очень актуален сразу по нескольким причинам. Установка сжигает самые низкокачественные сорта топлива, в том числе бурые угли, торф, сланец и т.д. Казалось бы, зачем вообще связываться с ними? Ведь они нещадно засоряют атмосферу всяческими вредными выбросами. Куда экологичней сжигать газ. И тем не менее во всем мире ищут способы работать с топливом низкого качества. Почему?
Если говорить совсем просто, то суть в следующем. Раньше топливо сжигалось в верхней части котла, теперь горение происходит в нижней. Принципиальный момент: в этой зоне с помощью вдуваемого воздуха вокруг горизонтальной оси создается вихрь.
- Новый вариант конструкции в корне изменил все процессы, а главное - позволил резко сократить вредные выбросы, - говорит Тринченко. - Тут надо подчеркнуть, что температура в нашем котле 1200 С против 1500 С в "факеле". А ведь именно такая высокая температура - самая благоприятная среда для образования оксидов азота, который активно захватывается из воздуха. Как только мы ее опустили на 200 С градусов, сразу почти полностью избавились от оксидов азота из воздуха.
Но этого мало. Атака на азот идет еще с двух направлений. Чтобы не дать образоваться оксиду из топлива, его сжигают при недостатке кислорода. А если эта вредность все же вырвалась в зону горения, то с помощью вихря оксиды разлагаются прямо на поверхности горящих угольных частиц.
Новый метод нашел управу и на содержащуюся в топливе серу. С ней крайне сложно бороться, так как она практически вся сгорает, образуя вредные выбросы. Но есть режим, когда сера связывается с золой сгоревшего топлива. И самое интересное, что такой "союз" происходит как раз при температуре 1200 С, ни вышле, ни ниже.
По словам Тринченко, НТВ-метод снижает выбросы оксидов азота на 30-50 процентов, а серы - на 40 по сравнению с факельным горением. КПД процесса около 92 процентов. Экономия только от снижения платы в бюджет за загрязнение атмосферы составляет около 55 миллионов рублей в год. А есть и другие доходные статьи новой технологии. В отличие от "факела", где требуется очень мелкий помол топлива, здесь можно обойтись грубым, что серьезно экономит энергию. Кроме того, такая технология гораздо безопасней.
- За рубежом у нас есть прямой конкурент, так называемый циркулирующий кипящий слой, но эта технологии очень сложна, дорога и имеет существенные минусы, которых лишен наш метод, - говорит Тринченко. Новая технология внедрена на Новомосковской ГРЭС, ТЭЦ "Южная тепловая станция", Кировской ТЭЦ-4, Назаровской ГРЭС, опробована на объектах Китая и Эстонии.
Источник: Российская газета

Альтернативная энергетика – одна из основных тем РЭФ

30.08.2018


Некоммерческое партнерство по развитию возобновляемой энергетики «ЕВРОСОЛАР РОССИЯ» поддержит проведение Российского энергетического форума.
23 октября в Уфе начнёт работу Российский Энергетический Форум и выставка «Энергетика Урала». На днях состоялись переговоры Генерального директора Башкирской выставочной компании Альбины Кильдигуловой с председателем правления НП «ЕВРОСОЛАР РОССИЯ» Георгием Кекелидзе. Уже определен круг вопросов, которые станут предметом обсуждения профессионального сообщества. С участием партнерства планируется проведение секций «Альтернативная энергетика для обеспечения удалённых территорий» и «Финансирование НИОКР энергетических проектов»
Европейская Ассоциация возобновляемых источников энергии (ЕВРОСОЛАР) основана в 1988 и имеет секции в 12 странах. Российская секция создана в 2010 году. Президентом Совета НП "ЕВРОСОЛАР РОССИЯ" является Лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Иванович Алферов.
Своей главной задачей партнерство считает консолидацию усилий общества, бизнеса и государства по поиску, популяризации и внедрению новых технологий получения энергии.
Источник: www.eprussia.ru

Владимир Путин: Российская энергетика справилась с санкционными вызовами

29.08.2018


Российский топливно-энергетический комплекс успешно преодолел сложности, связанные с санкциями. Об этом президент РФ Владимир Путин 27 августа заявил на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК.
«В условиях искусственных ограничений последних лет российский ТЭК сумел ответить на стоящие перед ним вызовы. По итогам прошлого года Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка», – цитирует главу государства РБК.
Путин уточнил, что РФ в 2017 году добыла больше всех нефти, а по объему добытого газа уступила лишь одной стране.
Кроме того, президент отметил топовые позиции России по объемам выработки электроэнергии (4-е место) и добыче угля (6-е место). Только в прошлом году в развитие этих отраслей было вложено 3,5 трлн руб. Более того, национальный лидер сообщил, что успехи в этой области позволяют задуматься о расширении доли России на мировом рынке угля. Одним из наиболее перспективных направлений политик назвал Азиатско-Тихоокеанский регион.
Газификация регионов страны, в том числе сельских территорий, растет, но недостаточными темпами, заявил Путин. Президент констатировал необходимость координации «Газпрома», органов власти и независимых производителей.
Глава государства озвучил также задачу модернизации теплоэлектростанций с использованием современных энергосберегающих технологий. При этом президент призвал максимально использовать оборудование российского производства.
Источник: www.fontanka.ru

«Альтернативная котельная» может привести к росту тарифов от 20% до 84% в 11 городах России

28.08.2018


Тариф «альткотельной» выше текущего уровня тарифов для всех 19 городов, которые выразили желание стать «пилотными» для внедрения нового метода тарифного регулирования. Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) оценил эффект для населения от введения новой схемы расчетов тарифа на тепловую энергию – метода «альтернативной котельной». Институт отмечает, что в 11 из них дополнительный рост тарифов составит от 20% до 84%. Такой скачок, по мнению экспертов, с одной стороны, несет риск всплеска социальной напряженности, а с другой, представляет опасность для финансовой устойчивости энергокомпаний, так как местные власти могут в перспективе пойти на кардинальное ограничение роста тарифов.
Новая схема расчета тарифов на тепловую энергию по методу «альтернативной котельной» разрешена к применению с января 2018 года. Согласно ей, в качестве предельного уровня тарифа на теплоэнергию (price cap) будет использована предполагаемая стоимость тепла в случае строительства новой локальной котельной в регионе. Ожидается, что такой подход позволит устранить основные недостатки текущей схемы расчета тарифов, основанной на методе индексации. Пока переход на новый метод тарифного регулирования является добровольным. На данный момент перейти на метод «альтернативной котельной» изъявили желание 19 городов России – Казань, Новосибирск, Липецк, Смоленск, Абакан, Красноярск, Апатиты. Рубцовск.
ИПЕМ при помощи специального калькулятора, размещенного на сайте Минэнерго России, провел расчеты возможных новых тарифов «альтернативной котельной» для указанных городов и сравнил их с текущими. Расчеты показали, что в 10 из 19 городов дополнительный рост тарифов превысит 20%, в 4 из 19 – будет ниже 10%. Лидерами по дополнительному росту тарифов станут сибирские города: Абакан (+84%), Красноярск (+68%) и Новосибирск (+53%).
При расчете для каждого города был выбран преобладающий вид топлива: в трёх городах (Абакан, Апатиты и Рубцовск) таковым является уголь (данные города расположены за пределами единой системы газоснабжения), в остальных - газ, для которого была использована минимальная оптовая цена «Газпрома» в соответствующих регионах. В качестве текущего тарифа на тепло (для сравнения) был использован усреднённый тариф для населения за два полугодия 2018 года.
В процессе сбора данных о текущих уровнях тарифов на тепло было обнаружено, что они могут значительно различаться даже в городах со схожими условиями (географическое положение, характер застройки, структура теплогенерирующих мощностей). Причины таких различий кроются в детальных различиях систем теплоснабжения, которые трудно интерпретировать независимому наблюдателю.
По мнению ИПЕМ, в некоторых городах такой рост расходов на теплоснабжение может спровоцировать крайне негативную реакцию населения. В российской практике тарифного регулирования существует ряд примеров, когда под давлением общественного мнения пересматривались уже утвержденные параметры индексации тарифов (тарифы на ЖКУ в Новосибирске в 2017 году), и даже замораживалось распространение отдельных методов тарифного регулирования (социальная норма электропотребления). Однако, как считают эксперты, такой сценарий обратного одностороннего пересмотра тарифов угрожает, прежде всего, финансовой устойчивости самих теплоснабжающих организаций, так как в рамках перехода на новый метод тарифообразования для реализации инвестпрограмм они будут вынуждены привлечь значительные заёмные средства.
Так, в рамках существующей схемы фиксируется нормативный уровень прибыли. При этом, если определённая компания повысит эффективность своей деятельности, снизив издержки, то уже на следующий год тариф будет пересчитан, и дополнительной прибыли от экономии за счёт снижения издержек компания может лишиться. Таким образом, в действующей тарифной схеме минимальны экономические стимулы для хозяйствующих субъектов, поэтому теплогенерирующие и теплосетевые компании остаются незаинтересованными в обновлении устаревшего оборудования и повышении эффективности работы.
Однако новая модель не в состоянии устранить все недостатки текущей схемы тарифообразования: например, сохранится действующий порядок разделения затрат топлива на электроэнергию и тепло при когенерационной выработке, при котором большая часть экономии относится на электроэнергию. Данный порядок ограничивает конкурентоспособность ТЭЦ на рынке тепла как при методе индексации, так и при методе «альтернативной котельной».
Таким образом, введение метода «альтернативной котельной» имеет наибольшую привлекательность для функционирующих на рынке тепла компаний и потенциальных инвесторов за счет установления долгосрочного тарифа на тепловую энергию, который в течение установленного срока будет фактически только индексироваться на определённую величину.
Согласно новому методу дополнительные средства, полученные ЕТО2 в результате модернизации системы теплоснабжения и повышения эффективности, остаются в распоряжении компании в течение 5 лет, а сокращение затрат не является основанием для досрочного пересмотра тарифов. Это условие, как предполагается, должно привести к появлению стимулов для инвестирования и, как следствие, сокращению общего износа генерирующего оборудования и тепловых сетей, что и является одной из основных целей внедрения данного механизма тарифообразования.
Источник: www.energyland.info

Ведомства подготовят предложения по усилению конкуренции в энергетике РФ

27.08.2018


Правительство РФ поручило ведомствам подготовить предложения по усилению конкуренции в электроэнергетике.
Поручения содержатся в "дорожной карте" по развитию конкуренции в различных отраслях экономики РФ, утвержденной кабмином. "Дорожная карта", подготовленная ФАС, рассчитана на 2018-2020 годы.
Исполнителями плана в части энергетики выступают Минэнерго РФ, ФАС, Минэкономразвития, ассоциация "НП Совет рынка" и "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии". В частности, в третьем квартале 2019 года ведомства должны подготовить предложения по созданию третьей ценовой зоны на Дальнем Востоке. "Подготовка предложений по созданию "третьей ценовой зоны" на Дальнем Востоке, доклад в правительство РФ; третий квартал 2019 года", — говорится в документе.
Ценовая зона — это часть территории страны, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка. Сейчас в РФ существует две ценовые зоны — первая (европейская часть страны и Урал) и вторая (Сибирь).
В четвертом квартале 2019 года ведомства должны представить доклад о развитии возобновляемых источников энергии в изолированных энергорайонах Дальнего Востока.
К первому кварталу 2020 года ведомства должны внести изменения в акты правительства в части присоединения изолированных энергорайонов к Единой энергосистеме России, расширения территориальных границ действия конкурентных механизмов на оптовом и розничном рынках, а также укрупнения зон свободного перетока электроэнергии.
Во втором квартале 2019 года правительство ждет предложений по внесению изменений в нормативные акты, чтобы исключить использование нерыночных механизмов при формировании цены на мощность, в частности, надбавки.
Министерства и антимонопольный орган должны будут обеспечить упрощение приобретения потребителями электроэнергии напрямую у производителей, стимулы для увеличения доли долгосрочных договоров поставки электроэнергии, внедрение конкурентных способов нового строительства и модернизации генерирующих объектов энергетики.
Также в "дорожной карте" планируется, что четырехлетний конкурентный отбор мощности станет шестилетним.
В "дорожную карту" ФАС также включила внесение поправок в законодательство "в части возможности принудительной продажи акций компании в случае выхода антимонопольного органа в суд с соответствующим иском".
ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития подготовят соответствующие изменения в первом квартале 2020 года.
В случае принятия поправок ФАС сможет через суд принуждать энергокомпании продавать непрофильные активы, поскольку в энергетике запрещено совмещать монопольные и конкурентные виды деятельности, то есть сети с генерацией и энергосбытом.
"Возможность принудительной продажи акций организации, нарушающей требования статьи федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики…", — говорится в части ожидаемых результатов от реализации "дорожной карты".
Также антимонопольное ведомство должно проанализировать, соблюдают ли компании запрет на совмещение деятельности по передаче электроэнергии или оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству или энергосбыту.
Источник: www.1prime.ru

Не светом единым

24.08.2018


Энергокомпании РФ не хотят в общий рынок ЕАЭС. Как выяснил “Ъ”, Минэнерго РФ и крупные энергокомпании считают преждевременным запуск единого энергорынка ЕАЭС в 2019 году. Отрасль опасается, что соседние страны с неразвитыми энергорынками будут использовать российскую энергосистему для сбыта излишков своей выработки. Это может снизить загрузку российских мощностей, а доходы генкомпаний РФ, по разным оценкам, упадут на 110–135 млрд руб. в год.
Минэнерго РФ считает «неочевидной» экономическую целесообразность общего энергорынка (ОЭР) стран ЕАЭС, следует из презентации к совещанию у вице-премьера Дмитрия Козака 21 августа (в аппарате чиновника итоги совещания не комментировали). Из-за увеличения энергоимпорта из соседних стран, по оценке Минэнерго, может упасть выработка в РФ — это снизит цены на оптовом рынке РФ и выручку генкомпаний. Также снизится потребление газа (на 2,4–4,7 млрд кубометров в год) и угля (на 1,4–3,6 млн тонн).
Пока дата создания ОЭР не определена: РФ, Казахстан, Армения, Киргизия и Белоруссия не позднее 1 июля 2019 года должны подписать договор о нем (рынки нефти и газа создадут до 2025 года). Основным товаром ОЭР станет электроэнергия (в РФ есть также рынок мощности, в Казахстане он появится в 2019 году). Предполагается, что на ОЭР будут заключать свободные двусторонние договоры, срочные контракты (месячные, недельные и т. д.) и сделки на сутки вперед (в РФ в основном энергию продают на рынке на сутки вперед — РСВ).
Страны ЕАЭС избыточны по мощности (см. график) и, кроме Белоруссии, являются нетто-экспортерами энергии. В 2018 году Минск отказался от импорта из РФ и планирует начать экспорт после запуска Белорусской АЭС (2,4 ГВт) в 2019–2020 годах. Но Литва и Польша намерены закрыть свои рынки для этой энергии, и тогда, по расчетам Минэнерго РФ, переток в Россию составит до 1,2 ГВт.
Астана же ввела запрет на энергоимпорт для защиты рынка и увеличила поставки в РФ. В 2017 году коммерческий импорт составил 800 МВт, возможен рост до 1,8 ГВт, а цены Казахстана ниже, чем на российском РСВ. При этом в Белоруссии, Киргизии и Армении энергию продают по тарифам.
В расчете «Совета рынка» (регулятор энергорынков РФ) для Минэнерго упомянуты три сценария ОЭР. В первом — рост поставок в РФ на 1,4 ГВт — цена в первой ценовой зоне (1ЦЗ, европейская часть РФ и Урал) энергорынка может упасть на 3,1%, во второй (2ЦЗ, Сибирь) — на 6,4%, выручка генкомпаний снизится на 43,8 млрд руб. в год. Во втором сценарии — при росте на 1,9 ГВт — цены в 1ЦЗ могут упасть на 4,4%, в Сибири — на 6,4% при выпадающих доходах энергетиков в 58,6 млрд руб. В третьем варианте — рост поставок на 2,9 ГВт — в 1ЦЗ снижение цен составит 9,2%, во 2ЦЗ — 29,9%, выручка упадет на 135,5 млрд руб.
Но в презентации Минэнерго исходит из того, что более дешевый импорт не снизит затраты потребителей РФ: остается обязанность оплачивать резерв мощности и надбавки к цене. Речь идет о возврате инвестиций генераторов в новые мощности (договоры на поставку мощности), платежах для зеленой генерации, надбавках для Крыма, Дальнего Востока и др.
В итоге генкомпании РФ предлагают перенести сроки старта ОЭР, синхронизировав его с рынками газа и нефти, поскольку стороны пока не согласовали базовые принципы энергорынка. Кроме того, участники рынка предложили ввести поэтапное увеличение поставок на ОЭР (по такой схеме вводился и оптовый рынок в РФ), следует из презентации главы набсовета «Совета производителей энергии» (СПЭ) Александры Паниной из «Интер РАО» к совещанию (есть у “Ъ”). Госпожа Панина считает, что на ОЭР будут поставлять избыток энергии в периоды высоких цен в РФ, а при низких ценах — продавать выработку на внутренних рынках по тарифу. По оценке «Интер РАО», рост импорта из Казахстана и Белоруссии до 3 ГВт снизит цены РСВ в 1ЦЗ на 8%, в Сибири — на 25%, а выработку в РФ — на 26,3 млрд кВт∙ч в год. Выручка генкомпаний РФ упадет на 110 млрд руб. в год (примерно столько же получают за мощность все «старые» ТЭС России).
В Минэнерго, «Совете рынка», СПЭ тему не комментируют. В Минэкономики РФ считают, что для создания ОЭР нужно синхронизировать законодательство ЕАЭС, только после этого можно оценить последствия. Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что объединение рынков с избыточными энергосистемами увеличит предложение и может снизить спотовые цены, но нормативная база пока не проработана. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что технологически ОЭР уже существует, энергосистема выстроена так, что вряд ли приведет к существенным перетокам. «С учетом низких цен на газ в России допуск соседних производителей вряд ли существенно изменит цены РСВ, но запуск БелАЭС может это изменить».
По словам главы Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймердена Уразалинова, работа по подготовке документов ОЭР идет и, скорее всего, будет закончена в срок. Но как ОЭР заработает на практике, сложно прогнозировать, говорит он, указывая на уход с рынка мощности в Казахстане крупнейшей промышленной группы ERG. Источник “Ъ” на казахстанском энергорынке говорит, что «россияне считают, что рынок должен быть с едиными центрами и структурами, позиция Казахстана — иметь достаточную автономность во многих, прежде всего коммерческих, вопросах». Ранее глава Минэнерго Казахстана Канат Бозумбаев заявлял, что каждая страна может иметь площадку по торговле мощностью.
Армянский эксперт по энергобезопасности Ваге Давтян считает, что без общего рынка газа ОЭР вряд ли может состояться (к этому сводится и «особая позиция» Минска). Но в ЕАЭС свой газ есть лишь у РФ и Казахстана, и себестоимость электроэнергии у них будет значительно ниже, полагает господин Давтян, а белорусская и армянская генерации будут неконкурентоспособны. Эксперт отмечает, что ОЭР предполагает либерализацию отрасли. В России реформы уже осуществлены, говорит он, в Казахстане идет «выборочная либерализация», в Армении процесс сопряжен с серьезными проблемами из-за долговой нагрузки отрасли, в Киргизии либерализация осуществлена формально: энергоактивы разделены, но принадлежат государству. В Белоруссии власти, кажется, и не думают приступать к реформам, замечает эксперт, связывая это с сооружением БелАЭС, которая в корне изменит структуру рынка.
Источник: www.kommersant.ru

Страница 2 из 123

 

© 2018 ОАО «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»