Новости
В России начнут субсидировать строительство КриоАЗС
05.04.2023
Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин рассказал на заседании комиссии Государственного совета по направлению «Энергетика», что программа субсидирования строительства криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС) уже готовится к запуску. Сейчас на эти цели выделено 700 млн рублей, но в дальнейшем субсидия будет увеличиваться.
За счёт выделенных средств к 2030 году в стране будет создано не менее 180 КриоАЗС. Они охватят все основные маршруты следования большегрузной техники, позволят развивать международные перевозки и создавать крупные транспортные коридоры, такие как магистраль «Европа — Западный Китай». Сорокин отметил, что на сегодняшний день в России уже действуют 29 станций.
Источник: www.novostienergetiki.ru
135 заявок приняли в рамках первого этапа отбора инвестпроектов ВИЭ
04.04.2023
АО «АТС» подвело итоги первого этапа отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 2023 году.
Участники оптового рынка, выполнившие требования договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, предъявляемые для допуска к отбору, подали заявки в отношении 135 объектов, совокупная заявленная требуемая сумма годовой выручки которых составила 110 924 млн рублей.
Так, 70 заявок было подано в отношении ветровой генерации и 65 заявок в отношении солнечной генерации. Заявок в отношении гидрогенерации не поступило.
Второй этап конкурса пройдет с 29 марта по 4 апреля 2023 года, где 4 апреля 2023 года — дата окончания срока подачи заявок.
Источник: www.novostienergetiki.ru
На развитие высокотехнологичных систем накопления энергии в России до 2030 года направят 127 млрд рублей
03.04.2023
Заместитель председателя правительства Александр Новак провёл совещание по развитию высокотехнологичных систем накопления энергии, в котором приняли участие представители Минфина, Минэнерго, Минпромторга, Минэкономразвития, госкорпорации «Росатом», компании «ИнЭнерджи».
Ему доложили о результатах реализации «дорожной карты» по более чем ста проектам. В частности, был проработан вопрос финансирования мероприятий «дорожной карты». Теперь по поручению вице-премьера будет проводиться ежемесячный мониторинг реализации «дорожной карты» проекта для регулярного рассмотрения хода его исполнения в правительстве.
Плановый объём финансирования «дорожной карты» до 2030 года составляет порядка 127 млрд рублей, из которых 76% (около 96,5 млрд рублей) — финансируется за счёт средств бизнеса.
Источник: www.novostienergetiki.ru
Угольная промышленность России снизила негативное воздействие на водные объекты на 20% за последние 5 лет
31.03.2023
Об этом сообщил директор департамента угольной промышленности Минэнерго РФ Петр Бобылев на XXII Международном форуме «Экология большого города-2023».
Также наблюдается значительное повышение эффективности использования водных ресурсов при производстве угля. Ранее удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты составлял 0,71 куб. м на тонну добытого угля, а в 2023 году — 0,44 куб. м.
«К 2035 году планируем снизить негативное воздействие на водные объекты еще на 20-25% от текущего уровня при соблюдении энерго-экологического баланса», — отметил директор.
Источник: www.novostienergetiki.ru
В Институте катализа СО РАН разрабатывают материалы для суперконденсаторов из скорлупы кедрового ореха
30.03.2023
Сотрудники отдела нетрадиционных каталитических процессов и Инжинирингового центра Института катализа Сибирского отделения РАН начали создавать углеродные материалы для суперконденсаторов на основе скорлупы кедрового ореха. Свойства этих материалов позволят получить элементы с высокой плотностью запасаемой энергии.
Суперконденсатор, или ионистор — устройство, которому нужно всего 10–20 секунд для полной зарядки, а заряжать и разряжать его можно сотни тысяч раз. Высокая скорость зарядки, чрезвычайно длинный жизненный цикл и высокая мощность — преимущества ионисторов перед литий-ионными аккумуляторами. Суперконденсаторы используют в источниках бесперебойного питания, альтернативной энергетике, электротранспорте и даже в космической отрасли.
В ИК СО РАН в качестве углеродных материалов используют активированные угли. Для их производства ученые выбрали скорлупу кедрового ореха — единственного ореха, который заготавливают в России в промышленных масштабах.
Источник: www.novostienergetiki.ru
В ВИЭ России на данный момент работают 5,8 ГВт «зелёной» мощности
29.03.2023
В рамках первой программы поддержки ВИЭ на оптовом рынке уже построены объекты мощностью порядка 4 ГВт.
Требования по локализации оборудования во второй программе поддержки были повышены. Установлено и требование по экспорту, сообщил директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов.
Также в этом году конкурсные отборы проектов ВИЭ на оптовом и розничных рынках переноситься не будут и пройдут по намеченному графику.
На данный момент Минэнерго сформированы и проходят согласование программа и проект дорожной карты по модернизации генерации, в том числе на базе ВИЭ на Дальнем Востоке, где такие технологии могут существенно снизить затраты на привозное топливо.
Источник: www.novostienergetiki.ru
Ученые СПбГУ разработали метод очистки воды с помощью наночастиц
28.03.2023
Химики Санкт-Петербургского университета разработали метод очистки воды от органических соединений с использованием наночастиц на основе оксида олова методом фотокатализа.
Химики СПбГУ предложили системный подход, позволяющий подобрать под определенное вещество-загрязнитель наночастицы для использования в фотокаталитических установках для очистки воды.
Разработанные материалы проявляют фотокаталитическую активность под действием видимого света от обычных диодных лампочек, которые по всем параметрам дешевле и проще в эксплуатации, чем используемые ранее ультрафиолетовые.
По словам ученых, данный метод применим и для других загрязнителей: необходимо лишь провести специальные расчеты для понимания, как изменить параметры наночастиц, исходя из вещества-загрязнителя.
Источник: www.novostienergetiki.ru
В Архангельске обсудили вопросы арктического судостроения
08.07.2022
29–30 июня 2022 года в туристическом комплексе «Малые Карелы» под Архангельском состоялся пятый деловой форум «Судостроение в Арктике», организованный Правительством Архангельской области, региональным судостроительным кластером и Северным (Арктическим) федеральным университетом.
Гости форума – более 200 представителей крупнейших судостроительных и судоходных компаний, федеральных министерств, научных и инжиниринговых центров – обсудили настоящее и будущее отрасли в контексте меняющейся экономической ситуации. Генеральным партнером форума выступило ПАО «Газпром».
Среди докладчиков, выступивших на мероприятии:
- губернатор Архангельской области Александр Цыбульский;
- губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный;
- заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков;
- директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков;
- управляющий директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев;
- заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот» Константин Князевский;
- представители Госдумы и Совета Федерации, ФГУП «Гидрографическое предприятие», АО «Объединенная судостроительная корпорация», НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», других предприятий и организаций, включая крупнейшие верфи Архангельской области.
Архангельск исторически является одним из центров отечественного судостроения и судоремонта, а также важным транспортно-логистическим центром. Компетенции и опыт северных корабелов позволяют строить суда с ледовым усилением, сложную морскую технику, платформы для добычи углеводородов на шельфе, проводить ремонт и модернизацию флота судовладельцев, работающих в Арктической зоне, создавать морскую технику для освоения ресурсов Арктики.
Растет загрузка архангельских верфей, строятся новые портовые терминалы, развиваются судоремонтные мощности. Сегодня развитию Архангельска как города судостроителей и моряков способствуют два основных фактора: быстрое развитие судоходства по Северному морскому пути и отказ западных верфей от обслуживания российских судов. Это открывает окно возможностей для развития местных предприятий.
«На протяжении последних двух лет я как руководитель территории, где есть конкурентные портовые мощности, вижу растущий интерес инвесторов и к развитию действующих мощностей, и к реализации новых проектов. Сегодня ситуация складывается таким образом, что европейские порты для российских судовладельцев в ближайшее время будут точно закрыты. Судоремонтные заводы Турции и Индонезии существенно повысили плату за ремонт российских судов, и мы в этом плане сегодня испытываем серьезный доковых мощностей, который может иметь отложенный эффект. Если привести статистику графика ремонта на наших мощностях, то еще примерно полтора года назад запись была на три-четыре месяца вперед, в начале этого года – за семь-восемь месяцев, а уже сейчас предприятия принимают заказы на ремонт и обслуживание на вторую половину 2024 года», – отметил в своем выступлении Александр Цыбульский.
Анатолий Бобраков заверил участников форума, что российские судостроители смогут рассчитывать на помощь государства: «Объем грузооборота по Севморпути до 2024 года должен составить 80 миллионов тонн, а к 2030 году – минимум 150 миллионов тонн. Это техническое задание для всех отраслей, в том числе и для судостроения и судоремонта. Мы посчитали вклад этой транспортной артерии до 2035 года в развитие нашей страны. Это 35 триллионов рублей ВВП, 13,5 триллиона рублей доходов федерального бюджета. Это транспортировка товаров на 100 миллиардов долларов год. И эти товары будут произведены в Арктике уже в ближайшие годы. Безусловно, судостроители и компании, занимающиеся судоремонтом, должны ориентироваться на эти показатели. Строить новый флот и модернизировать текущий нужно с применением мер государственной поддержки. Мы готовы оказывать максимальное содействие верфям, предоставлять действующие меры господдержки и разрабатывать новые, оперативно реагируя на запросы отрасли».
Одним из крупнейших региональных инвестпроектов в сфере судостроения в ближайшие годы станет строительство дока мощностью 5000 тонн для СРЗ «Красная Кузница».
Александр Цыбульский сообщил, что проект включен в список приоритетных в рамках «Доковой программы» «Объединенной судостроительной корпорации». Ввод в эксплуатацию нового дока позволит расширить возможности Архангельска как центра судоремонта.
В рамках форума участники обсудили такие темы, как актуальные потребности судовладельцев, работающих в Арктике, приоритеты государственной политики в судостроительной промышленности, строительство флота и морской техники для освоения арктических территорий, перспективы импортозамещения в отрасли, строительство пассажирского флота для северных регионов, развитие судоремонтных мощностей, преодоление кадрового голода.
Кроме того, в программу мероприятий вошел «день подрядчика» с представителями СРЗ «Красная Кузница», а кульминационной частью форума стала церемония закладки головного пассажирского судна с ледовым усилением (также в цехах «Красной Кузницы»). Судно станет первым в серии из четырех судов, предназначенных для эксплуатации в условиях северных рек.
Новости энергетики России
На «Иннопроме-2022» представили новую российскую турбину (2)
07.07.2022
На международной промышленной выставке «Иннопром-2022» в Екатеринбурге Уральский турбинный завод (УТЗ, входит в холдинг POTEK) представил новую турбину ПТ-165.
Турбина пришла на смену продукции Харьковского завода турбин – «турбоатом», которые выпускались еще в 1970-е годы. Первая новинка появилась в Краснодаре, еще две находятся в производстве на УТЗ. Их отправят в Краснодарский край для модернизации ТЭЦ, чтобы снизить энергодефицит региона.
Председатель совета директоров РОТЕК Михаил Лившиц подчеркнул важность проекта: «Наши предприятия выпускают оборудование, которое делает так, чтобы вам всем было тепло и светло».
Новости энергетики России